Деревянная вагонка остается одним из самых востребованных отделочных материалов. Ее ценят за доступную цену, многофункциональность, экологичность, удобство использования. А еще — за природную красоту и большой выбор дизайна, ведь у вагонки есть множество разновидностей: обычная, вагонка штиль, евровагонка, софт лайн и т.д. При этом обычная и евровагонка за счет своей популярности вызывают больше всего вопросов: в чем различия между ними, в чем плюсы и минусы, какая из них лучше? Все эти нюансы необходимо учитывать при выборе.
Сходства вагонки и евровагонки
Оба вида вагонки представляют собой строганные отделочные доски с шипами и пазами по бокам.
Делают их из натурального дерева, поэтому они могут похвастаться:
- экологичностью;
- легким весом, благодаря чему транспортировка и монтаж осуществляются легко и удобно;
- способностью дышать, впитывать и возвращать влагу, тем самым создавая оптимальный для здоровья микроклимат в помещении;
- хорошей тепло- и звукоизоляцией.
Оба вида вагонки имеют плоскую, ровную лицевую сторону. И обычную вагонку, и евровагонку используют как для наружной, так и для внутренней отделки. Ими обшивают дома, бани, террасы, балконы, беседки и прочие постройки. Монтировать оба вида вагонки можно горизонтально, вертикально, диагонально, а также сочетать все эти варианты монтажа для достижения необычного декоративного эффекта.
Для производства обычной и евровагонки используют разные породы деревьев: от бюджетных хвойных до более дорогих лиственных и элитных экзотических пород. Если редкие породы принято покрывать прозрачным лаком, чтобы подчеркнуть их естественную фактуру, то более бюджетные варианты можно обработать оттеночным лаком, маслом, лазурью или даже покрыть укрывистой краской. Любые из этих покрытий станут дополнительной защитой дерева от негативных внешних воздействий.
Крепится и вагонка, и евровагонка одинаково: либо гвоздями или саморезами в пласть доски, либо невидимыми кляймерами, которые удерживают доску за стенку паза, а сами прикручиваются к обрешетке. И тот, и другой вариант вагонки допускает невидимый крепеж тонкими гвоздями или саморезами, которые вгоняются в заднюю стенку паза, а шляпка затем закрывается шипом последующей доски.
Вагонка и евровагонка: различия
- Согласно названию, евровагонка производится по иным, европейским стандартам. К ней предъявляются более высокие требования. Отличие обычной вагонки в том, что в некоторых случаях она может иметь естественную влажность или даже поставляться сырой (от 18 до 35 %). Евровагонка же обязательно проходит дополнительную сушку в специальных камерах. За счет этого процесса испарения лишней влаги из материала, он становится прочнее, долговечнее, устойчивее к негативным внешним воздействиям. Ее влажность не превышает 12%.
- Обработка евровагонки также осуществляется более тщательно, поэтому ее поверхность всегда безупречно гладкая.
- Евровагонка отличается от обычной вагонки иными геометрические параметры: ее паз глубже, гребень соответственно больше. Из-за этого при стыке досок между ними образуется «полочка» — компенсационная бороздка, которая предоставляет доскам некоторое пространство для небольших геометрических изменений: усыхания при воздействии высокой температуры или разбухания от повышенной влажности. Кто-то считает «полочку» удачным декоративным элементом, который делает обшивку рельефной и оригинальной. Другие же предпочитают обычную вагонку, доски которой прилегают вплотную друг к другу, за счет чего обшитая поверхность выглядит ровной и естественной.
- Евровагонка менее широкая: стандарт — 96 мм, но встречаются и иные варианты до 120 мм. Благодаря небольшой ширине доски менее подвержены деформации, выгибанию. Ширина обычной вагонки больше: от 96 до 195 мм.
- Толщина также отличается: у евровагонки она стандартная — 12,5 мм, у обычной варьируется в пределах от 12 до 25 мм. Так как для наружной отделки всегда рекомендуются более толстые доски, то обычная вагонка подходит для облицовки фасадов больше. Узкую, аккуратную евровагонку предпочтительнее применять для внутренней обшивки помещений: здесь она будет смотреться особенно уместно, не утяжеляя пространство, а в некоторых случаях наоборот — делая его шире или выше (в зависимости от способа монтажа: горизонтального или вертикального соответственно).
- На обратной стороне у евровагонки есть вентиляционные канавки, которые обеспечивают циркуляцию воздуха под обшивкой и предотвращают скапливание конденсата и загнивание дерева. Также они снимают внутреннее напряжение дерева, поэтому доски служат дольше. У обычной вагонки их может не быть.
Цены на обычную и евровагонку
Учитывая, что к евровагонке требования выше, и процесс ее производства более тщательный, ценник на этот отделочный материал выше, чем на обычную вагонку. Однако в целом стоимость досок чаще всего зависит от размеров, сорта и породы дерева.
Например, хвойные породы более мягкие, менее износостойкие, к тому же в них нет недостатка, поэтому они стоят дешевле лиственных. Зато наличие природных смол делает их более устойчивыми к высокой влажности и атакам насекомых, а приятный хвойный аромат еще и полезен для здоровья. Среди лиственных особенно ценится дуб за счет его легендарной крепости и узнаваемой фактуры.
Чем выше сорт, тем меньше на поверхности досок визуальных дефектов (смоляных кармашков, сучков, посинений и т.д.), тем выше цена. Здесь нужно учитывать, где будет использоваться вагонка: если недостатки досок можно будет скрыть мебелью, или они будут использоваться для обшивки помещений с малой проходимостью (кладовок, чердаков и т.д.), можно взять сорт подешевле. Впрочем, некоторые считают природные погрешности частью декора, подтверждающего натуральность отделочного материала, поэтому специально выбирают средние сорта. Примечательно, что сорта евровагонки В и С почти не встречаются, так как для производства этих досок обычно используется самая качественная древесина.
У каждого вида вагонки есть преимущества. Поэтому выбирать отделочный материал нужно, в первую очередь, исходя из области и особенностей его применения с учетом вышеперечисленных отличий.